Как привить ребенку любовь к чтению: советы психолога

Этим вопросом задаются очень многие родители. В наш технически развитый век, когда телевидение, видео, компьютеры заполняют информационное пространство, книга неминуемо уходит на второй план. Дети готовы проводить у экранов часы, и многие родители, даже если понимают, что это не лучший вариант, покорно принимают это как данность. Кто-то даже считает, что это безопаснее для ребенка, чем гулять во дворе без присмотра взрослых. С точки зрения психологии, просмотр видео - это пассивное восприятие. У ребенка не задействуется активное внимание, нет напряженной, развивающей работы памяти, не стимулируется развитие мышления и воображения.


Этим вопросом задаются очень многие родители. В наш технически развитый век, когда телевидение, видео, компьютеры заполняют информационное пространство, книга неминуемо уходит на второй план. Дети готовы проводить у экранов часы, и многие родители, даже если понимают, что это не лучший вариант, покорно принимают это как данность. Кто-то даже считает, что это безопаснее для ребенка, чем гулять во дворе без присмотра взрослых. С точки зрения психологии, просмотр видео – это пассивное восприятие. У ребенка не задействуется активное внимание, нет напряженной, развивающей работы памяти, не стимулируется развитие мышления и воображения.

Этим вопросом задаются очень многие родители. В наш технически развитый век, когда телевидение, видео, компьютеры заполняют информационное пространство, книга неминуемо уходит на второй план.
Дети готовы проводить у экранов часы, и многие родители, даже если понимают, что это не лучший вариант, покорно принимают это как данность. Кто-то даже считает, что это безопаснее для ребенка, чем гулять во дворе без присмотра взрослых.

С точки зрения психологии, просмотр видео — это пассивное восприятие. У ребенка не задействуется активное внимание, нет напряженной, развивающей работы памяти, не стимулируется развитие мышления и воображения.

Специалисты категорически возражают против приоритета телеэкранов над книгой. Если мы хотим помочь формированию разносторонней и развитой личности, чтение очень важно — оно оказывает прямое и благотворное влияние на расширение кругозора, открывает базовые ценности о взаимопомощи, дружбе, честности, ответственности, уважении к старшим, обогащается язык, улучшается память.
Совершенно определенно можно сказать, что от чтения зависят учебные успехи по всем предметам. В школе осмысленное чтение — основа для всех предметов, включая математику. В конце концов — интересную книгу очень увлекательно читать!
Но как приучить ребенка к книге? Ведь поначалу, когда навык самостоятельного чтения еще не выработан, это требует от малыша значительных усилий и серьезной концентрации.

Вот несколько советов психологов родителям, мечтающим привить ребенку любовь к чтению:

– Подбирайте книги сообразно увлечениям вашего ребенка — про пауков, фей, принцесс, динозавров, волшебников. Если закрепится ощущение удовольствия и позитивных эмоций, то переход к художественной литературе произойдет естественно и легко.

 – Основой обучения всегда является собственный пример — читайте сами! Если ребенок видит вас с книгой, пусть недолго, но регулярно, то он усваивает, что это элемент взрослой жизни, которой дети часто стремятся подражать. Если сами вы не находите время для чтения, то почему оно должно привлекать ваших детей?

– Кроме того, есть маленькие хитрости. Когда вы читаете «про себя», пусть ребенок видит, что это вам нравится. У него возникнет желание тоже испытать это удовольствие. Время от времени берите и читайте детские книги с увлечением, улыбаясь. При этом попросите малыша «не брать вашу книгу», пока не дочитаете… Это действует!

– Читая текст в первый раз, не стремитесь его сразу обсудить. Это можно сделать при повторном чтении. Тем более что дети любят слушать знакомые рассказы и сказки по много раз.

 – Обязательно объясняйте незнакомые слова.
– Поделите книгу на части, и не останавливайтесь на самом интересном месте. Поначалу это затруднит для ребенка запоминание прочитанного и связь между частями.

– Ищите веселые книги! Смех — это всегда положительные эмоции. Юмор в рассказах и сказках доступен детям, начиная с 5-6 лет.

– «Заякорить» интерес к художественной литературе поможет создание в доме уютного уголка книги, где ребенок сможет сам разглядывать и перебирать красочные издания в любое время.

– Покупайте занимательные энциклопедии. Часто именно через них дети входят в мир книг, ведь в энциклопедии много картинок, загадок, вопросов с ответами и прочее.

– Разрешайте читать в постели. Можно предложить выбор — немедленно спать или почитать 15 минут. Дети готовы на все, лишь бы не спать, и пятнадцатью минутами не ограничатся.

– Никогда не дочитывайте книгу через силу, если она скучна для ребенка. Скука не должна ассоциироваться с чтением.

– Начинайте читать ребенку вслух буквально с первых дней жизни. Даже если малыш еще не понимает слов, он слышит мамин размеренный голос, действующий умиротворяюще. Младенцы обожают слушать стихи, потому что в них есть ритм и мелодика.

– Ребенку постарше читайте книжки с яркими картинками, выразительно и эмоционально. А когда он станет читать сам, сохраняйте ритуал «чтения после обеда или на ночь». Читайте вместе вслух, по ролям и по очереди— это настоящее удовольствие!

– Читайте вслух, даже когда ребенок уже сам научится хорошо читать. Выразительность, интонационные акценты, грустный или веселый тон взрослого помогают правильно воспринять текст.

– Сходите вместе в книжный магазин, и пусть ребенок выберет то, что ему нравится. Если же ваше чадо выбрало, например, комиксы, ценность которых вам кажется сомнительной, договоритесь, что свою книгу он читает сам, а вместе вы почитаете то, что нравится вам.

Очевидно, что приучение ребенка к чтению потребует много времени и усилий. Но кроме родителей, этого никто не сделает. Желание читать и устойчивый интерес к книгам формируется именно в семье. Пусть книга станет лучшим другом для ваших детей!

Материал подготовила педагог-психолог ГБОУ РМЭ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения «Детство» Гульнара Мухамедова.

ИА «Тема Пенза». При использовании материала гиперссылка обязательна.

Тема Пенза